На машине времени – всем училищем

Третий этап образовательного проекта «От Руси к России. Русь XVI-XVII веков» состоялся в Оренбургском президентском кадетском училище.

Каждый новый этап превращается в настоящий праздник для кадет и педагогов. Перед началом очередного театрализованного представления в концертном зале приветствовала инициатор и руководитель проекта, получившего известность и за пределами Первого президентского, директор училища, доктор исторических наук, профессор Татьяна Олеговна Машковская.

Она напомнила, что проект выполняет сразу несколько задач. Углубление знаний кадет об истории своего Отечества, зарождении и становлении древнерусского государства, а затем и многонациональной России – лишь одна из главных установок.

— Мы не сможем уверенно двигаться в будущее, не зная нашей общей истории, не понимая сути происходивших в ней событий, — подчеркнула Татьяна Олеговна.

Но кроме этого проект помогает ещё и по-новому, творчески преломлять образовательный процесс, обогащая его новыми приёмами и методами подачи учебного материала. События, разворачивающиеся сначала в древности, а потом и в средние века, выступают историческим фоном, на котором каждая предметно-методическая кафедра может интегрировать школьные дисциплины в историческую реальность соответствующей эпохи. Третий этап проекта это Русь XVI-XVII веков – периода, вобравшего в себя эпоху Ивана Грозного, «Смутное время», окончательное формирование централизованного многонационального государства с названием Россия. Это время подъёма культуры, науки, экономики, общественной и философской мысли. Исходя из этого, третий этап образовательного проекта открывал широкие возможности для творческой реализации и каждого воспитанника, и каждого педагога.

Первой стартовала кафедра истории. Преподаватели написали сценарий, а ребята великолепно сыграли путешествие в русское средневековье двух кадет. Театрализованное действие получилось ярким, живым, познавательным и не лишённым юмора.

— Вы чьи будете? – спрашивает невесть откуда взявшихся мальчишек Грозный царь. – Дворцовые?

— Нет, президентские, — отвечают заблудившиеся во времени кадеты.

Кроме этого, весь зрительный зал участвовал в исторической викторине по предыдущим этапам проекта «От Руси к России». Вывод: ребята хорошо помнят даты, имена и факты.

После историков на сцену вышли члены Научного общества воспитанников «Эрудит». Две команды — «Московский Кремль» и «Оружейная палата» — сошлись, чтобы помериться силами в интеллектуальной схватке. Точнее и быстрее соперников отвечали члены команды «Оружейная палата». Они и стали победителями.

Второй  день третьего этапа образовательного проекта «От Руси к России» был посвящён внешней политике Ивана Грозного.

«Поиск истины» — так назвали преподаватели предметно-методической кафедры театрализованное действо с привлечением видеоматериала и викториной для зрителей. Исторические эпизоды, живо и живописно воскрешённые кадетами на сцене концертно-спортивного зала училища, заставили зрителей погрузиться в глубины XVI века и оказаться в русском государстве в один из самых непростых периодов его развития. В муках  и противоборстве зарождаются и выстраиваются дипломатические отношения Руси эпохи Ивана Грозного с северными соседями. Русский царь — то начинает победоносную войну, а то проигрывает и ищет оскорбительного перемирия, то открывает беспошлинную торговлю с Англией, а то ссорится с её королевой…

«Едино государство, когда един народ!..» Этот вывод вместе с героями театрализованного действа сделали и зрители-кадеты в третий день.

На этот раз в центре внимания оказалась эпоха, получившая название «русской смуты». Она вместила в себя правление Бориса Годунова, появление бесчисленных царей-самозванцев, оккупацию Москвы и освободительное движение народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Обо всём этом в красочной форме, используя и театрализованные формы, и видеоматериалы, и закадровые комментарии рассказали со сцены юные актёры-кадеты в соответствии со сценарием, написанным предметно-методической кафедрой русского языка и литературы. Не мудрено, что содержательная сторона мероприятия была на высоте: филологи пустили в оборот богатейшую фактуру – от фрагментов пушкинского «Бориса Годунова» и рылеевского «Ивана Сусанина» до современного поэтического переложения знаменитого воззвания Кузьмы Минина к нижегородцам.

В результате и артистами, и зрителями была прочитана и пережита еще одна волнующая, полная драматизма и трагического накала страстей, гражданской боли и мужества историческая страница нашей родины.

Четвёртый день был посвящен грандиозным событиям, связанным с покорением и освоением бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока.

Рассказ об этом периоде русской истории кадеты вели под руководством преподавателей предметно-методической кафедры естественных наук и математики. Театрализованное представление с элементами игры, логические и математические задачи с использованием старинных русских мер весов и длины, интересные видеоматериалы и разгульная ярмарка, на которой оказался весь зал, – так, если вкратце, выглядело масштабное мероприятие, состоявшееся на сцене концертного зала училища.

Живописным и драматичным предстал благодаря стараниям юных актёров-кадет поход Ермака, положившего к ногам русского царя сибирское подданство. На фоне географических открытий и присоединения к России новых обширных территорий происходило расширение экономических связей между различными регионами нашего государства. Развитие городов сопровождалось расширением  ремёсел,  углублялась специализация, наблюдалось возникновение мелкотоварного производст­ва.  Возрастала роль купечества, появились ставшие впоследствии знаменитыми ярмарки, на которых велась крупная оптовая и розничная торговля. Всё это нашло отражение в материале образовательного проекта «От Руси к России».

Прикладной характер носила спонтанная, по ходу театрализованного действия возникавшая викторина, рассчитанная на знание исторических деталей и артефактов исследуемого периода времени. Ребята также состязались в знании средневековых сословий, расшифровывали секретное письмо, записанное с помощью старинного кода. Неожиданно в нём оказалось… поздравление с днём рождения инициатора и руководителя образовательного проекта «От Руси к России» директора Оренбургского президентского кадетского училища, доктора исторических наук, профессора Татьяны Олеговны Машковской. Зал стоя аплодировал имениннице, а исторические персонажи сошли со сцены, чтобы подарить цветы. Так неожиданно замкнулось кольцо времён, и из XVI века все вновь перенеслись в наши дни.

Пятый, завершающий день проходил под диктовку предметно-методической кафедры физической культуры. Концертно-спортивный зал училища превратился в поле битвы. В спортивно-исторической игре «Освобождение Москвы от поляков в 1612 г.» участвовала добрая половина кадет училища. Это было самое массовое мероприятие третьего этапа проекта. Знаменитые исторические события XVII века преломлялись через спортивное иносказание. Например, набор бойцов в народное ополчение Минина и Пожарского выглядел как преодоление полосы препятствий, штурма крепости и других испытаний: русское войско должно состоять из сильных и ловких воинов! А схватка с поляками представляла собой череду спортивных единоборств: выталкивание соперника из круга, битву подушками и другое.

В конце концов всё закончилось штурмом Москвы, да таким активным и азартным, что в результате натиска с обеих сторон рухнули Покровские ворота! Завершилось мероприятие, а с ним и очередной этап проекта «От Руси к России. XVI-XVII вв.».

На сцене поляки и русские ополченцы перестали враждовать, потому что вновь стали сами собой – кадетами Первого президентского, почти целую неделю путешествовавшими во времени, сыгравшими и пережившими вместе со всеми драматические и трагические, но в то же время такие величественные и славные страницы нашей истории! Лучшие участники проекта были награждены прямо на поле недавнего сражения. Награды – дипломы и грамоты – вручал ребятам не кто-нибудь, а сам государь крепнущего и уже централизованного государства. Сыграл образ обобщенного царя десятиклассник Дмитрий Ихнев.

Закончен этап, но не закончен проект: впереди новый период истории, а значит новые приключения и новые открытия.

Дмитрий Ихнев, 10В.